Типы логистических провайдеров и эволюция логистического аутсорсинга.
Типы логистических провайдеров и эволюция логистического аутсорсинга.
Логистические провайдеры, они же провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Sen’ice Providers, LSPs, 3PLs, TPL), — это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.
В большинстве зарубежных литературных источников для определения сущности деятельности организации — логистического провайдера употребляется термин «логистический провайдер третьего уровня» (third party logistics provider, 3PL).
Этот термин отражает характер взаимодействия и роль внешней организации во взаимоотношениях поставщика (производителя) продукции и ее потребителя: поставщики логистических услуг соединяют друг с другом отдельные системы вдоль цепочки создания стоимости.
Организация-заказчик имеет возможность отдать под контроль внешнего партнера-аутсорсера сразу все логистические операции, а также консалтинг, выполнение необходимых экспертиз, внедрение информационных систем и пр. Как правило, логистическими провайдерами накоплен богатый опыт логистического управления, в этих компаниях работает квалифицированный персонал и имеется развитая инфраструктура (склад или транспортно-распределительная сеть, парк разнообразных транспортных средств, а также сеть международных транспортных агентов и т.п.).
Сегодня развивается новое поколение логистических провайдеров — 4PL, которые объединяют стратегическое управление логистическими цепями и оперативное управление реализацией стратегических решений. Логистический провайдер четвертого уровня {fourth party logistics provider, АРІ) — предприятие, которое специализируется на планировании и оптимизации всех логистических процессов вдоль всей цепочки создания стоимости.
Это предприятие располагает знаниями и умениями в области снабженческой, распределительной логистики и логистики вывоза отходов, а также в области коммуникационных технологий.
Эволюция логистического подхода к управлению цепями поставок показана на рис. 6.2.
В настоящее время рынок услуг таких логистических провайдеров, как 4PL, лишь начинает складываться. Однако специалисты уже предсказывают следующий этап эволюции логистического аутсорсинга — появление «интеграторов логистической цепи» (supply chain integrators, SCI) или «ведущих логистических управляющих» (lead logistics manager, LLM) в рамках «совместной операционной модели» (joint operating model, ЮМ) (рис. 6.3).
Интегральная логистика (4PL) 1990-2000 гг.
Большая функциональная интеграция Более широкая операционная автономия
Клиент
Клиент
Клиент
Управление бизнес-процессом
Провайдеры /Г-услуг
ЗРХ-провайдеры
Аутсорсинг (3PL) 1980-1990 гг.
Клиент
ЗРХ-провайдеры
Клиент
Внутренняя логистика
Источник: Bade D., Mueller J., Youd В. Technology in the Next Generation of
Supply Chain Outsourcing — Leveraging Capabilities of Fouth Party Logistics, AscetVolume 1 (April, 1999).
Рис. 6.2. Эволюция логистического подхода к управлению цепями поставок: этапы развития
Предложение Модели Основные
услуг логистического атрибуты
аутсорсинга
Интеграторы логистической цепи (SCI), ведущие логистические управляющие (LLM)
Стратегические отношения Глубокий анализ логистических цепей
Услуги на основе знаний и информации
Разделение рисков и доходов
Расширенная логистика
Расширенные технологические возможности
Гибкость, сотрудничество
Ведущая логистика
Ведущие логистические провайдеры (LLP, 4PL)
Управление проектами Одна точка контакта с клиентом Интеграция ЗРХ-провайдеров
Услуги добавленной стоимости
Расширенные возможности Более широкий спектр услуг
ЗРХ-провайдеры
Основные услуги
Провайдеры логистических услуг (LSP)
Снижение затрат в отдельных областях
Отдельные виды услуг
Источник: Аникин Б.А., Рудая И.Л., Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. Пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,. - 320 с. - (Высшее образование), 2009.